Заброшенная легенда

Как всегда неожиданно подумали и решили съездить посмотреть вблизи на Веребьинский обход и на мосты. День выдался хороший, минус 7 мороз, ясно...


Дата: 8 марта 2002 года.
Участники: Василий Турченко, Сергей Харебов и племянник Василия - Кирилл, юный железнодорожник.
Маршрут:(Всего 700 км) Санкт-Петербург - Любань - Спасская Полисть - Малая Вишера - Мстинский Мост - Веребье - тяговая подстанция 190 км. - Веребьинский (новый) мост - д.Заполек - Веребье - Оксочи - деревни Дубровка, Старина, Вязовка & Горушка, Ольховка, Залужье, Быково, Пигари - Ярцево - Висленов Остров - деревни Песчанка, Торбино, Пестово - ст.Торбино - деревни Ольгино, Вялое Веретье, Коржава, Рашутино - Боровенка - Окуловка - Борок - Ямская Слобода - Крестцы - Вины - Новгородская объездная - Подберезье - Спасская Полисть - Любань - Санкт- Петербург.
Транспорт: Автомобиль Audi 80.

Схема
Схема Веребьинского обхода
Для начала небольшой исторический экскурс (для более подробного ознакомления с историей этого места очень рекомендуем интереснейшую статью А.С.Никольского Легенды и явь Веребьинского обхода). Плюс к этому есть еще схема тех мест.


Первая двухпутная железная дорога в России между Петербургом и Москвой была открыта в ноябре 1851 года. В то время это было большим шагом в будущее, дорога стала признанным инженерным шедевром 19 века, а ее постройка - человеческим подвигом. И во многом из-за решения вести дорогу прямо между двумя крупнейшими городами страны.

Поэтому наиболее сложным с точки зрения строительства и дальнейшей эксплуатации получился примерно десятикилометровый участок трассы, который находиться примерно на четверти пути от Петербурга до Москвы. В этом месте железнодорожная линия поднималась на Валдайскую возвышенность, что потребовало больших земляных работ по созданию выемок. Кроме того именно в месте прямого прохождения трассы поперек нее проходит большой Веребьинский овраг с маленькой речкой Веребьей на дне. Это заставило проектировать и делать огромный Веребьинский мост.

А в самом начале подъема со стороны Петербурга трасса пересекает реку Мста в ее излучине, которая отличается тоже большой глубиной. Здесь был построен мост, чуть поменьше Веребьинского, но тоже очень большой - Мстинский мост. На берегу со стороны Петербурга разместилась одноименная станция.

Прямой проход на Валдайскую возвышенность определил наличие на этом участке трассы очень тяжелого и затяжного подъема по тем временам в сторону Москвы величиной 8,2‰ на 15,6 км. С самого начала эксплуатации дороги такой подъем вызывал необходимость двойной тяги, уменьшал пропускную способность участка, да и вообще был опасным при тогдашнем состоянии тормозной техники.

Мирились с этим долго, примерно тридцать лет. Но в 1874 году наконец-то Веребьинский подъем был признан весьма неудобным для эксплуатации дороги и начались работы по изысканию и проектирорванию обхода этого тяжелого места. В результате 14 сентября 1881 года состоялось открытие объездной дороги, так называемого обхода Веребьинского подъема.

Практически сразу после Мстинского моста дорога уходила влево на обход. Там была сооружена новая станция Веребье. После нее дорога правыми кривыми выходила снова на пересечение Веребьинского оврага. Но здесь он уже был не такой глубокий. Хотя и не маленький, 40 метров. Было решено построить не мост через овраг, а возвести огромную насыпь с пропуском речки Веребья по трубе в теле насыпи. В результате максимальный уклон на трассе стал 6‰, но длина дороги увеличилась примерно на 5 километров и появились крутые, уже по современным меркам, кривые. Старая прямая трасса была заброшена. Большой Веребьинский мост изначально был деревянным, время не пощадило его и даже его опоры.

Прошло много лет, утекло много воды. Мстинский мост стал уже стальным, заново поставленным в нескольких метрах рядом с опорами первого моста. Современная трасса после Малой Вишеры и Бурги отходит на пару десятков метров вправо (при езде от Петербурга) от старой трассы. На подходе к станции Мстинский мост очень хорошо видна старая насыпь, идущая параллельно с современной дорогой. Через несколько пикетов после Мстинского моста современная дорога уходит влево на обход, пересекая при этом прямую "царскую", как говорили машинисты из ТЧ-8, дорогу. Это хорошо видно из кабины электровоза. Несмотря на то, что прямая трасса заросла лесом все-таки видно, что она есть.

Дальше начинается подъем и путь проходит в выемке. После станции Веребье пути продолжают идти в выемке, поворачивают вправо, вправо и выходят на насыпь через Веребьинский овраг. Очень интересный момент - трасса переходит из глубокой выемки на высокую насыпь - очень чувствуется прямолинейность железной дороги по сравнению с уровнем земли, который с верха выемки буквально ныряет на протяжении нескольких десятков метров пути вниз, в огромный овраг. За несколько мгновений лес уходит глубоко вниз, взгляду открываются просторы слева и справа, поезд как будто взлетает, так как из вагонного окна не видно крутых откосов насыпи...

Эх... Это все было... Причем так недавно!... :-(

Теперь уже новейшая история. В 2001 году министерством путей сообщения было принято обратное решение - спрямить дорогу. То есть заново построить Веребьинский мост на его прежнем месте. И пустить трассу опять прямо. Потому что современным поездам такой уклон не очень сильно страшен, зато не будет кривых, которые приводят к ограничению скорости движения скоростных поездов и сама дорога станет короче. Результат - год интенсивных работ - и новый прямой участок с мостом высотой 53 метра и длянной около 600 метров был сдан в эксплуатацию ?? месяца 2001 года. А историческая трасса Веребьинского обхода была отсоединена от дороги и будет предана забвению... :-(((


Итак, встретившись и залив на Несте около м.Звездная бензина на 300 рублей сбросили счетчик пройденного пути и двинулись по Московскому шоссе в сторону Любани. :-) Только вчера был плюс, шел дождь. К вечеру он превратился в мокрый снег, подул холодный ветер, температура опустилась и за вечер и ночь на дорогах образовался качественный гололед. Мы выехали утром в 9 часов. В городе еще дороги были кое-где посыпаны, кое-где растаявшие. Но на трассе поначалу было плохо. Единственный плюс - в праздничный день поутру (и потом вечером) на обычно тяжелой Московской трассе был очень маленький траффик, что не могло не радовать. Да, дорога была покрыта гололедом и заметена полосами снега. Но хуже всего было в пос. Ушаки - там был чистый сверкающий лед на всем протяжении поселка. Ехать пришлось совсем пешком. Несколько раз обогнали чудовища-пескосолеразбрасыватели, которые несмотря на свою чудовищность все-таки в данных условиях были больше благом, чем злом. Но и тяжело же их обгонять! Камнями бросаются... :-(

Без особых приключений добрались до Спасской Полисти, если не считать остановку у заставы в Бабино. Почему-то почти у всех проезжающих машин сверяли номера агрегатов и заглядывали в багажник. В Спасской Полисти повернули на Малую Вишеру. Дорога там неплохая, асфальтовая, траффик очень маленький, впрочем как и далее везде на областных дорогах.

За мостом через реку Волхов находиться поселок Селище. Издалека слева от дороги на берегу Волхова заметно длинное и большое строение из кирпично-красного старого кирпича. От всего большого комплекса зданий остались лишь одни стены. И прикреплена мемориальная табличка, гласящая что здесь с апреля по февраль 1838 года в гусарском полку служил Михаил Юрьевич Лермонтов. :-)

В Малой Вишере проехали на ту сторону петербурго-московской железной дороги под старым узким мостом, на котором как раз заканчивается четная горловина станции Малая Вишера. Так как с нами был юный железнодорожник, то заехали на территорию бывшего локомотивного депо ТЧ-6 Октябрьской железной дороги, где раньше ремонтировали паровозы. Причем со времен постройки вообще всей этой дороги.

Депо
Веер депо Малая Вишера
Еще сохранилось главное здание веерного депо дореволюционной постройки из красного кирпича. Очень интересная конструкция. Здание представляет из себя в плане кольцо. Кольцо поделено внутри на секторы - стойла. Внутри кольца размещается яма с поворотным кругом. Вокруг него узкая пешеходная дорожка вдоль ворот стойл. Кольцо депо разорвано только на величину одного сектора - там на поворотный круг входит путь снаружи. Раньше над кругом был большой шатер с отверстием наверху для выхода дыма паровозов.

В настоящее время там не осталось признаков деповской жизни, а сам поворотный круг видимо уже давно не поворачивали. Рядом на тракционных путях стоят электропоезда ЭР2, которые ходят по участку Малая-Вишера - Окуловка. Также валяется несколько тендеров и два кузова вагонов типа Ср3.

На этом мы попращались с Малой Вишерой и двинулись дальше по недавно построенной автодороге на Любытино (?) мимо Бурги, Мстинского Моста.

За несколько километров до Мстинского моста сразу после пересечения речки Хуба повернули с дороги налево, на трассу бывшей когда-то там узкоколейки. Это была лесовозная УЖД, проложенная по берегу реки. Сейчас там мы увидели заснеженную лесовозную дорогу. Лес по всему видимо вывозят и теперь, но на автомобилях. Дорога была как ни странно неплохого качества (зима потому что). И мы смогли на легковой машине проехать по ней пару километров. Но дальше, заслонив дорогу, стоял Камаз-лесовоз, у которого правое колесо попало в огромную яму. Может ему было самому не выбраться, может еще чего с этой машиной случилось, но Камаз был закрыт на замок и видимо помощь была отложена до послепраздников. Объехать его не представлялось возможным, поэтому мы с сожалением развернулись обратно, сделав, однако, фото на память. Возвращаясь обратно по трассе узкоколейки отметили, что должно быть эту УЖД неслабо подмывало в весенние половодья. Так как с одной стороны был откос вниз к реке, а с другой возвышался лес.

Мстинский мост
Мстинский мост с петербургского берега
После такого весьма поверхностного осмотра трассы бывшей лесовозной УЖД мы добрались до первой главной цели нашего путешествия - Мстинскому мосту. Увидели мы его еще на подъезде к станции - из-за больших перепадов высот открываются великолепные виды на окружающий зимний пейзаж и мост, изящно соединивший своей строгой четкостью линий оба берега.

Надо нескольско слов сказать о самом мосте. Как и Мстинский, так и Веребьинский мост (и старый и новый) выполнены с ездой поверху. То есть нет характерной решетки из раскосов как на мостах с ездой понизу. Поэтому из окна вагона самого моста не видно - только далеко внизу река.

Издалека мост выглядит как стальная балка, лежащая на череде устоев прямоугольного сечения. Высота над уровнем реки - 45 метров. Длина моста примерно полкилометра. Перед современными опорами в нескольких метрах вверх по течению из воды поднимаются два устоя опор старого "царского" Мстинского моста. В целом все это выглядит очень впечатляюще, гораздо интереснее, чем на фотографиях. Мне лично немного "тяжеловатой" показалась высота пролетов моста. Если бы они были чуть тоньше, то выглядело бы вообще воздушно. Но надо так надо. :-) Кстати, сами стальные конструкции пролетных строений покрашены в серый цвет.

Но смотря издалека видишь только саму конструкцию. Но когда на мост заезжает поезд, то тут появляется ощущение масштаба всей этой конструкции. Электричка представляется маленькой моделькой типоразмера ТТ, медленно ползущей по длинному мосту. :-)

Прямо с дороги мы подъехали к станционному зданию и пошли осматривать станцию. Само станционное здание после пожара несколько лет назад отстроено заново и представляет собой типовой бетонный домик, который несмотря на это очень подходит к прямолинейному виду самой станции. Параллельно насыпи современной линии отчетливо идет параллельно чуть ниже старинная насыпь, которая выходит как раз напротив опор старого Мстинского моста. Через овражек между насыпями перекинут аккуратный стальной мостик, выводящий нас на пассажирскую платформу второго пути. Платформа низкая, аккуратно облицована квадратной плиткой. Здесь же мостки через пути на другую сторону. Путевой домик и знак остановки первого вагона. Все очень четко и красиво, наверное из-за снега и ясной погоды. Путь и контактная сеть блестят новизной. В этом месте видимо находиться сопряжение анкерных участков, поэтому заметно некоторая "тяжеловатость" всяких проводов и арматуры нависающих сверху. Конец платформы подходит совсем близко к началу откоса моста. Там уже начинается забор с колючей проволокой и таблички с надписью: "Проход запрещен".

Осмотрев эту красоту и почему-то побоявшись ее открыто сфотографировать, мы прошли обратно к машине. При развороте случайно зарулили в сугроб, а выбраться никак - забоксовало одно ведущее колесо, машина косо встала. Тут на улице проходила группа местных жителей разного пола и возраста. Естественно, что вид буксующей Ауди у них в снегу вызвал живейший интерес. Подошли сами несколько мужиков и помогла быстро вытолкнуть автомобиль. Хоть мы и не сильно застряли, вообще почти не застряли, но все равно спасибо им! :-)

По берегу петербургской стороны части поселка по обе стороны от железной дороги соединяет проезд, проходящий непосредственно по берегу Мсты уже под мостом. Вот после станции мы туди и стали спускаться. Благо, что от станции до него буквально десять метров. :-) Проезд окружен с обоих сторон забором с колючей проволокой, с моста взирает будка охранника, а непосредственно перед въездом под мост висят знаки остановка запрещена.

И как раз именно с этого места открываются неплохие виды на реку, мост и противоположный берег. Мы по плану хотели застать проход Авроры из Санкт-Петербурга, поэтому двигаясь медленным ходом пытались выбрать место для фотосъемки. Да, плохие из нас шпионы. :-) Интересно, что думала охрана моста когда тонированная иномарка на медленном ходу двигалась вокруг по дороге, притормаживая и даже иногда немного сдавая назад? Вася пошутил даже, что, мол, приоткроем сейчас окно, а снайпер из будки...

За мостом Москва
Шпионская фотка
Потом опять вернулись на свою сторону по проезду под мостом. Тут не удержались и перед знаком остановились на мгновенье и сделали снимок через лобовое стекло автомобиля. На прежней стороне еще немного проехали по дороге на берегу вверх по течению. Оттуда открывалась великолепнейшая панорама, но на фотографиях это к сожалению передать не удалось. :-(

Проехав дальше до автомобильного моста через Мсту, который находиться немного выше по течению от железнодорожного и совсем не такой впечатляющий, мы через деревню Городищи попали к новой тяговой подстанции 190 км. Там вышли и пошли к Мстинскому мосту уже с другой стороны. Несмотря на то, что подстанция огорожена забором, ворота с одной стороны полностью были сломаны, а с другой стороны распахнута створка. Заходи кто хочешь на территорию открытого распределительного устройства 110 кВ, трогай что хочешь... Ужас. От площадки подстанции к главным путям железной дороги перепендикулярно отсыпана насыпь. По ней проложно два отрезка ж.д.пути, на который на территории подстанции стоят два тяговых трансформатора.

Рядом расположена пассажирская платформа 190 км., на которой женщина с двумя мальчишками ожидала электричку в сторону Малой Вишеры. Как и на том берегу и здесь параллельно современной трассе идет старая.
Проход электрички на Малую Вишеру
Мы вернулись обратно к подстанции и на машине проехали по верхнему краю выемки старой трассы до того месте, где она заканчивалась. Там вылезли и взобрались на самый близкий к мосту холм, проросший березами. Там и наблюдали проход этой электрички по мосту, оттуда и сделали фотографию. Еще раз хочу оговориться, что вживую все выглядит гораздо великолепнее, чем это могут передать наши фотографии к сожалению.

После этого, выехав обратно на основную дорогу мы направились к ней к ныне уже не нужной станции Веребье. Сам одноименный поселок оказался крупным, но мы без труда нашли поворот к станции и дальше к д.Заполек. Вот и станция. Автодорога проходит под железной дорогой около петербургской горловины станции. Именно в месте под путями на автодороге образовались большие ямы заполненные водой. Да еще наросший на них лед. Поэтому проезд с ходу на легковой машине представился вообще невозможным.

Тогда мы поднялись наверх к железной дороге надеясь найти материал, которым можно было бы переложить самую большую лужу. Но поднялись и обомлели... Да, мы ожидали увидеть заброшенный участок, но то, что это будет ТАК тоскливо!... Прошли немного к самому станционному зданию.

Уже ненужная станция Веребье :-(
Контактная сеть снята, на опорах бесцельно болтаются консоли, изоляторы. Натяжные грузы анкерных участков беспомощно опущены на землю... Мощный путь на крупном и чистом балласте уже заносит снег... На путях валяются всякие брошенные детали, открыты дверца путевых ящиков со всякой автоматикой...

А ведь здесь сколько раз проезжал вот по этим рельсам, и в вагоне, и в электровозе, каждый поворот там знаю... И больше никогда, никогда ЗДЕСЬ я не проеду, никогда не пройдет здесь поезд... А как каждую поездку было интересно смотреть когда современная дорога пересекает "царскую" прямую насыпь, как при выходе к оврагу большая выемка резко сменяется огромной насыпью и вагон взлетает!... И электрички там ходили, люди приходили вот к этим платформам, теперь уже никому не нужным... Эх... :-(

Около станционного здания стояло две ЭЧешных дрезины, причем в одной из них сидел человек. Видимо заняты на разборке, может еще дежурная по Веребье сидит. Но осталось непонятным каким образом они там очутились. К сожалению не удалось побывать ни на одном примыкании обхода к прямой линии. Поэтому неизвестно доподлинно нам на этот момент есть ли все-таки временная стрелка с главного хода на этот обход или нет.

Ну ладно, погрустив и сфотографировав Веребью, мы нашли шпалу и спустили ее вниз к переезду. Попробовали кинуть в лужу - она плавает. :-) Тут появилась еще одна легковая машина - Дэу Нексия - из которой вылез местный представитель кавказской национальности с типичной кепкой-аэродромом. Подошел, посмотрел, подумали, сказал, что "вот здэсь, сбоку, наверное можно проехать". Подъехал, Брр-р-р-р-Р-Р-Р-Р-бум дном о выступ, грязь из лужи полетела во все стороны-р-р-р-ыыыы! Выехал! :-) Немного подумав мы тоже там проехали не торопясь и на малом ходу.

Новый Веребьинский мост
Через несколько минут мы выехали наконец то к знаменитому Веребьинскому оврагу на левый берег речки Веребья. Перед взором опять открылись широкие просторы и мы сразу заметили новый Веребьинский мост. Он так же огорожден колючкой, дорога проходит по берегу реки далеко под мостом. Мы пересекли мост и остановились. Ух, высокий. 53 метра, длина около 680 метров. С этой стороны около моста БСК соорудили несколько домиков. Видимо для жизни охраны моста. Тут Кирилл заметил, что со стороны Питера медленно движется электричка. Василий вылез из машины и сделал единственную фотографию. :-)

Мы уже начинали торопиться, хотелось вернуться к Мстинскому мосту до прохода Авроры и еще посетить Оксочи и бывшую УЖД в Торбино. Поэтому мы не стали долго задерживаться у нового моста, а двинулись обратно через Веребью и основную дорогу к Оксочам.

Переезд Пассажирские платформы
Оксочи :-(
Вот и поворот к ним, проезжаем параллельно с переходом обходной линии через Веребьинский овраг - огромной насыпью. Вот и Оксочи. По главной дороге мы выезжаем к теперь уже бывшему переезду и бывшему остановочному пункту Оксочи. Здесь взяла та же самая тоска, что и на Веребье... На переезде закрытая будка, вырваный с мясом шлагбаум, машины уже через пути когда-то главной в стране линии накатали снежную дорогу... Вот, на фотографии представлен переезд в Оксочах и пассажирские платформы. :-(

Побывав там мы попробовали двинуться дальше в сторону Торбино. Но чем дальше в лес, тем тяжелее становилось нечищенная снежная дорога с колеей чуть больше, чем дорожный просвет Ауди. Помучавшись так два километра решили развернуться и попробовать найти дорогу в Торбино в другом месте.

Насыпь через Веребьинский овраг на обходе
Возвращаясь на основную дорогу мы остановились при пересечении речки Веребья и пошли осматривать третью большую достопримечательность, а именно огромную насыпь 40 метров высотой, сквозь которую речка Веребья пропущена сквозь исскуственное сооружение в виде тонеля называемое трубой. Идти по глубокому снегу помогал весенний наст - проваливались мало.

Древняя труба в теле насыпи
Вот, наконец протопав по снегу метров пятьдесят мы у подножия насыпи, покрытом с этой стороны редким лесом. Действительно, есть труба. В трубе по левой стороне течения реки проложен пешеходный настил. Он хорошо виден на фотографии. К настилу с противоположного берега можно перейти над поралом трубы, для этого по обоим сторонам портала лежат лесенки, в это время плотно засыпанные снегом, а сверху портала есть место для дорожки и установлены перила. Мы так и перешли на другую сторону к пешеходной дорожке. Там следует быть осторожным, доски настила у входа пронили и сломаны. Но внутри трубы как ни странно все сухо.

Труба длиной 87 метров. Переход закреплен на закладных металлических кронштейнах, причем по всему видно, что весь металл, включая и перила старый. Сама труба сложена из гранитных тесанных блоков, внутри нигде не заметили какого-нибудь отклонения формы или разрушения. Только внутри все покрыто каким-то белым сухим налетом.

Перебравшись на южную сторону сделали тоже несколько фотографий. Здесь насыпь почти не заросла лесом. И наверх идет лестница, по которой мы и поднялись. Железнодорожный путь оказывается лежит не просто наверху насыпи.
Устройство пути на насыпи
Сверху в тело насыпи вбит ряд швеллеров, которые держат подпорную стенку из бетонных щитов высотой примерно два метра. Такая же конструкция с другого откоса. И пространство между этими подпорными стенками засыпано балластом. И уже там уложен путь и как обычно в этот балласт забиты фундаменты опрор контактной сети. Здесь тоже снята контактная сеть, видны уже признаки недействующей дороги, но меньше, чем на заброшенных станциях.

С другой стороны лесенки по откосу не было. Но мы осторожно слезли на него с подпорной стенки и стали спускаться держась за снег. Кирилл не долго думая лег на спину и немного оттолкнувшись покатился вниз на куртке. Снег создавал необходимое сопротивление движение, поэтому скорость спуска была не слишком большой. :-) Вслед за племянником покатился и Вася. :-))) Я же не стал так делать, а спустился на ногах, чуть медленнее, но зато вернее. :-) Сейчас сижу, пишу эти строки и смотрю на соседний дом-девятиэтажку. Он максимум высотой тридцать метров. Неужели мы столько спустились и страшно не было? Бррр..., как посмотрю вниз, так чего-то сомневаюсь... Но написано, что насыпь высотой 40 метров...

Дальше мы поехали опять по той дороге, которая так и шла от Малой Вишеры. Но не было новой карты, а та, которая была, кончилась около деревни Залужье. Куда вела дорога мы не знали, да и поворота на Торбино чего-то не было. Доехав до пос.Ярцево увидели развилку на Окуловку и Любытино. Поняв, что заблудились и нам не успеть к Авроре, повернули в сторону Окуловки. Дорога довела до д.Висленов Остров. Там опять развилка - до Окуловки 58 км, до Торбино - 23 что-ли. Соблазнились и поехали в Торбино. Зачем мы это сделали! В результате мы попали на борьбу со снежной колеей аж до самой Боровенки, так как потом выбираться все равно было ближе через Окуловку. В Торбино к самой станции мы выехали уже затемно, спросили у путейцев, чистящих стрелки как ехать дальше.

Уже за пару километров до Боровенки порядком устав от тяжелой снежной дороги мы увидели перед собой стоящий на дороге автомобиль типа Газ. Обычная кабина, в моторе шофер, под колесом лужа какой-то эксплуатационной жидкости, сзади возвышается кузов-фургон зеленого цвета со скругленными углами. А рядом милиционер держит крепко на поводке злющую собаку... "Так, начинаются приключения, наверное это автомобиль для перевозки заключенных, и он сломался..." - пошли мысли у нас. Василий вылез, спросил далеко ли до Боровенки. "Пару километров" - ответил милиционер и осветил нас фонариком... Василий пошел к водителю узнать в чем дело. Они вдвоем стали смотреть в мотор. :-) Подождав я не выдержал и тоже выдя спросил в чем дело. Вася ответил, что не поступает топливо в карбюратор. Я крикнул, что надо бы бутылку и все. На это живо откликнулся водитель, мол, ну если надо, то и бутылку найдем. Я подумал, подумал... Да какую, елки-палки, БУТЫЛКУ?! Просто надо бутылку из-под лимонада залить бензином, привязать выше карбюратора и подвести шланг! :-) Вот, есть у нас, почти уже пустая, возьмите. Водитель подошел и выхватил у меня бутылку из рук. Тут же хлебнув остатки лимонада ин вылил остальное и качаясь пошел обратно к машине... Какой-то он был странный... Глаз подбит, из носа кровь текла... Потом, Вася видит, что помочь больше нечем, вернулся и нам удалось объехать грузовичек по снегу. Потом рассказал, что тот водитель был совершенно пьян, а побила, якобы, шпана местная. И вовсе это не зэков везли, а мебель, а милиционер с собакой на лесопункт направлялись. Почему-то милиционер был совершенно безучастен... Только держал лающую собаку... Вот такая история.

Остальной путь Боровенка-Окуловка-Крестцы-домой проделали в темноте без особых приключений, но и без особого удовольствия.

Да, приятно было увидеть своими глазами исторические места. Но чувства после поездки остались смешанными: полный восторг от мостов, тоска по закрытому участку и под конец это все разбавилсь напряженностью и усталостью от снежной дороги. Поэтому в планах вернуться туда еще раз.